Инвесторы слетаются в Магнитогорск

«Новапорт» заинтересовался покупкой еще одного аэропорта

Газета «Коммерсантъ» №102 от 17.06.2021, стр. 9

Аукцион на приобретение международного аэропорта Магнитогорска отложен до 29 июня. Организатор, Российский аукционный дом, объясняет это повышенным интересом к активу. Однако, по данным “Ъ”, пока единственный потенциальный претендент — холдинг «Новапорт» Романа Троценко. Аналитики отмечают, что, хотя пассажиропоток в Магнитогорске невелик, аэропорт был прибыльным до пандемии, а более крупные профильные активы все равно уже почти разобраны.

Российский аукционный дом (РАД) продлил прием заявок на аукцион по продаже международного аэропорта Магнитогорска на десять дней, до 21 июня. Дату торгов перенесли на 29 июня. Начальная стоимость 100% акций, принадлежащих Росимуществу, установлена в 113,8 млн руб. Как сообщил “Ъ” глава департамента приватизации РАД Григорий Начинкин, экспозицию продлили, «чтобы обеспечить возможность участия максимально широкому кругу инвесторов, так как актив очень заинтересовал рынок».

Организаторы отказались обсуждать число и состав претендентов. Однако, по данным “Ъ”, сейчас покупкой всерьез интересуется только холдинг «Новапорт», объединяющий 19 российских аэропортов (принадлежит группе AEON Corporation Романа Троценко и казахстанскому инвестфонду Meridian Capital).

«Такой маленький аэропорт может привлечь только крупные холдинги, пока к лоту присматривается лишь «Новапорт»»,— утверждает собеседник “Ъ” в отрасли.

Источник “Ъ” в «Новапорте» подтвердил интерес к активу, но подчеркнул, что окончательное решение еще не принято: «Мы изучаем диспозиции и целесообразность, но возможность приобретения рассматриваем, поскольку стоимость предложения считаем более чем адекватной».

По информации “Ъ”, «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга рассматривали возможность подачи общей с «Новапортом» заявки в рамках их паритетного СП «Аэропорты большой страны». Оно было создано в феврале 2020 года, первыми совместным проектами стали аэропорты Благовещенска и Магадана. В случае с Магнитогорском партнеры позже, судя по всему, отказались от идеи совместной заявки из-за сложной процедуры согласований с ФАС. В «Новапорте» и «Аэропортах регионов» не стали обсуждать ситуацию.

Аэропорт Магнитогорска (находится на территории Башкирии) относится к аэродрому класса «Б», его пассажиропоток за 2019 год — 265 тыс. человек. Сейчас он обслуживает внутрироссийские рейсы «России» (входит в группу «Аэрофлот»), S7, NordWind и RedWings. Основные направления — Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Минводы, Сочи и Симферополь. В собственность аэропорта входят 20 земельных участков общей площадью 41,9 га, 59 зданий и одно воздушное судно. Часть имущества сдается в аренду. Аукцион проводится в рамках федерального плана приватизации на 2020–2022 годы.

Обычно аэропорты с таким пассажиропотоком, как у Магнитогорска, не пользуются спросом среди частных стратегических инвесторов, отмечает аналитик корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова. Однако, уточняет она, несмотря на относительно небольшой объем операций, аэропорт был прибыльным на протяжении нескольких лет до пандемии. По данным СПАРК, в 2019 году аэропорт увеличил чистую прибыль на 37%, до 17 млн руб., выручку — на 4%, до 602 млн руб. В 2020 году выручка сократилась почти вдвое, до 367 млн руб., чистая прибыль упала до 162 тыс. руб. От чистого убытка аэропорт спасла господдержка в 16 млн руб.

Стратегии развития крупных аэропортовых холдингов предполагают расширение и увеличение доли рынка, подчеркивает председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий: «Десять лет назад холдинги скупали аэропорты с пассажиропотоком от миллиона человек в год. Их разобрали, планка упала до 500 тыс., их тоже почти не осталось. Теперь внимание обращено на небольшие аэропорты». Эксперт отмечает, что Магнитогорск с окрестностями — довольно крупный промышленный центр, достаточно удаленный от Челябинска и у аэропорта есть собственная довольно значительная зона охвата, востребованная пассажирами, место на рынке и хорошие перспективы развития.

Айгуль Абдуллина

Author: Admin