В Госдуму по одежке

В Госдуму по одежке

Эксперты оценили качество партийных предвыборных кампаний

Газета «Коммерсантъ» №166 от 15.09.2021, стр. 3
(обновлено в 00:01)

Комитет по политическим технологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) провел исследование качества предвыборных кампаний партий—участниц выборов в Госдуму. Лидером оказалась «Единая Россия», получившая максимальные экспертные оценки. Вклиниться в парламентскую четверку в итоговом рейтинге смогли «Новые люди», впечатлившие политтехнологов дебатами и соцсетями, а Партия пенсионеров и Российская партия свободы и справедливости (РПСС) «выстрелили» в отдельных номинациях. Партийцы со многими выводами экспертов не согласны.

Исследование основано на опросе 60 практикующих политконсультантов, которые оценивали «месседж» партии, ее полевую кампанию, билборды и агитпродукцию, работу со СМИ, в соцсетях и интернете, участие в дебатах, «сшивку» кампаний разных уровней, а также «управление повесткой». По их мнению, наиболее качественную предвыборную кампанию провела «Единая Россия» (ЕР), получившая лучшие оценки по всем восьми параметрам и максимальный суммарный балл — 50,6.

Лидерство ЕР авторы исследования объясняют активной полевой кампанией (6 баллов), качеством управления повесткой (6,9) и доминированием в СМИ (8,1). По последнему критерию единороссы почти вдвое обошли КПРФ (4,5), которая с 39,8 балла заняла вторую строчку рейтинга. Кампанию коммунистов отличают понятный «месседж» (5,1) и удачное совмещение выборов разных уровней (6), считают эксперты. По их оценке, еще более удачный «месседж» получился у ЛДПР (5,2). Она обошла КПРФ по уровню агитации (5,5 против 5,3 балла), но в сумме осталась третьей (39,2). Этому поспособствовало, в частности, качество работы в соцсетях (4 балла): здесь ЛДПР пропустила вперед не только остальные парламентские партии, но и «Новых людей» (5).

Партия Алексея Нечаева по совокупности смогла обойти «Справедливую Россию — За правду» (СРЗП), получив 36,3 балла против 35,5. Помимо работы в соцсетях, эксперты высоко оценили участие «Новых людей» в дебатах и присутствие в СМИ — 5,1 и 5,2 балла соответственно (второе место после ЕР). СРЗП же не проявила себя на дебатах, разделив пятое место с РПСС (по 4 балла). Также эксперты невысоко оценили «месседж» эсеров — здесь они делят пятое место с Партией пенсионеров (4,7 балла).

В целом парламентская четверка доминирует в полевой работе, «сшивке» кампаний и управлении повесткой, поясняет президент РАСО Евгений Минченко: «Это те параметры, которые во многом зависят от наличия устойчивой партийной структуры».

По его словам, дебаты, не пользующиеся большой популярностью у избирателей, но вызывающие интерес у экспертов, принесли очки ЕР (за само участие в них), «Новым людям», раскрутившим экс-мэра Якутска Сардану Авксентьеву, и РПСС, лидер которой Максим Шевченко удачно выступил в роли популиста и добавил партии узнаваемости. А вот сопредседателю СРЗП Захару Прилепину повторить этот успех не удалось, считает эксперт.

Следом за лидерами в рейтинге идут Партия пенсионеров (23,8 балла), «Родина» (21,4) и «Яблоко» (20,9). «Пенсионеры» получили свою лучшую оценку за «месседж» (4,7), «родинцы» — за участие в дебатах (3,5), «яблочники» — за соцсети (3). Остальные партии не преодолели порог в 20 баллов.

Опрошенные “Ъ” партийцы к результатам исследования РАСО отнеслись по-разному.

Так, единороссы с оценками не спорили, а свое доминирование в СМИ объяснили «законом политического жанра». ЕР имеет максимальное представительство в органах власти и выдвигает больше всех инициатив, напомнил замсекретаря ее генсовета Сергей Перминов: «Мы — партия народного большинства, мы — правящая партия. Мы сильны, мы в гуще событий, поэтому о нас пишут».

У секретаря ЦК КПРФ Сергея Обухова есть объяснение, почему выступление «Новых людей» на дебатах эксперты оценили выше, чем коммунистов: «У Минченко был подряд от «Новых людей»; странно, что мы везде их вперед не пропустили». По словам коммуниста, собственное исследование КПРФ показывает, что наиболее активную кампанию ведет ЕР, но по качеству агитации и креативности КПРФ приблизилась к ней вплотную. А замглавы фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов не согласен с оценкой работы в соцсетях: «Мы активно там представлены, но не разгоняем трафик искусственно, как это делают другие. У нас все естественно, все само собой. Важно не количество, а качество».

Заместитель руководителя центрального аппарата СРЗП Николай Новичков полагает, что негатив против его партии связан с «чрезмерной любовью некоторых экспертов к гонорарам»: «Мы гордимся своей кампанией и считаем ее крайне удачной». СРЗП подняла важнейшие темы, которые уже становятся мейнстримом,— справедливый базовый доход, отмена ЕГЭ, возвращение «нормального» пенсионного возраста, подчеркивает партиец: «Наши конкуренты часто просто вынуждены повторять за нами то, что у нас уже пройдено, выучено и готово к реализации».

Зампред «Новых людей» Александр Даванков поблагодарил «коллег из РАСО» за высокую оценку медийной кампании и дебатов, но не согласился с тем, что его партия «плохо работала в полях». «»Новые люди» — одна из немногих партий, у которых есть реальный актив в регионах, это десятки тысяч человек. Возможно, уважаемые эксперты имели в виду традиционные форматы — агитаторов, которые ходят по квартирам. Таких «полей» у нас действительно не было, потому что мы все делаем по-новому». А зампред «Яблока» Иван Большаков заявил “Ъ”, что авторы исследования «работают на партию власти» и не могут быть объективными в оценке качества кампаний других партий.

Андрей Прах, Ксения Веретенникова, Андрей Винокуров, Кира Дюрягина

Author: Admin