Автоцены едут на дефиците

Автоцены едут на дефиците

Машины в первом полугодии подорожали в среднем на 7%

Газета «Коммерсантъ» №106 от 23.06.2021, стр. 9

За январь—июнь машины в России прибавили к цене в среднем около 7%. Отдельные модели дорожали значительно активнее — на 20%, так как именно на этот период пришлась основная коррекция цен из-за девальвации и удорожания комплектующих из-за их дефицита. Однако, ожидают аналитики и некоторые участники рынка, во втором полугодии рост цен замедлится.

В первом полугодии машины в России подорожали на 5–20%, следует из проведенного “Ъ” опроса дилеров. Такие оценки приводят, в частности, в «Авилоне», называя основными причинами роста стоимости автомобилей инфляцию, колебания курса валют, дефицит автомобилей. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитал» отмечает, что рост на 20% возможен для отдельных моделей, скорее всего премиальных, склоняясь к оценке роста в 5–10% в целом по рынку.

«Производители корректируют цены ступенчато, резких и непредвиденных повышений не происходит, так как влияние всех основных драйверов оценивают в долгосрочной перспективе»,— добавляет директор по маркетингу дилера Андрей Каменский. По данным «Авилона», за полгода, к примеру, в среднем на 5–9% подорожали машины Volkswagen, Mitsubishi — на 1–5%, Hyundai — на 10%. Стоимость автомобилей Kia и Volvo увеличилась на 5–10%. Цены на Cadillac, Chevrolet повысились на 5–7%, Mini — на 5%, BMW — на 7–9%, Mercedes-Benz — на 2%. Цены на Suzuki к началу года выросли примерно на 4,5–5,5% в зависимости от модели бренда, сказали в компании, сославшись на те же факторы.

Основная волна роста цен пришлась на конец лета и осень прошлого года, а также на начало 2021 года, говорит глава «Автодома» Андрей Ольховский: «Она прошла, но в течение года будет еще наблюдаться коррекция цен по ряду моделей». Основное повышение в прайс-листах уже отражено, считает Владимир Беспалов: «Давление на рентабельность продаж со стороны всех факторов, включая девальвацию, дефицит комплектующих и, соответственно, рост цен на них, было максимальным именно в начале года». Он ожидает роста цен по итогам года примерно на 10%, из которых 7% уже отыграно.

Однако другие участники рынка менее оптимистичны: так, в «Рольфе» не видят замедления роста цен. Тенденция первого полугодия — ежемесячное удорожание всех моделей на 0,5–1,5%, говорит гендиректор ГК «Автоспеццентр» Андрей Терлюкевич. С 1 июля он ожидает роста цен в сегменте коммерческого транспорта на 3–5% и полагает, что в целом резкий скачок курсов валют в 2020 году все еще полностью не учтен в ценах: «Рост инфляции приведет к росту ключевой ставки ЦБ, и в перспективе текущего года можно ожидать многоэтапного повышения прайсов на автомобили». Бенефициар самарского автохолдинга «Премьера» Владимир Сипко отмечает, что плановый рост цен в июне прошел, «сейчас будет в июле, в августе у нас всегда было повышение цен, мы к этому уже привыкли».

Пока конъюнктура благоприятствует продавцам: все опрошенные “Ъ” дилеры и некоторые концерны говорят о дефиците отдельных моделей и комплектаций, а в регионах также видят нехватку запчастей. Но по мере исчерпания спроса и восстановления объемов предложения рынок может стать более конкурентным, считает Владимир Беспалов. По его мнению, в таком случае и в условиях укрепления рубля участники рынка будут более осторожно подходить к повышению цен.

Ольга Никитина; Ани Айвазян, Самара

Author: Admin