Обычно в начале сентября в Канне бывает тихо

Обычно в начале сентября в Канне бывает тихо

Как проходил первый Каннский кинофестиваль

«Коммерсантъ» от 18.09.2021, 23:02

75 лет назад, 20 сентября 1946 года, начал работу первый Международный кинофестиваль в Канне. Еще не было ни Дворца фестивалей и конгрессов с его знаменитой красной дорожкой, ни главной награды — «Золотой пальмовой ветви». На фестивале царила атмосфера мира и дружбы. Вторая мировая закончилась, Холодная война еще только начиналась, так что в Канн смогли приехать кинематографисты из СССР.

Первый первый фестиваль

Решение о проведении собственного кинофестиваля французские власти приняли после того, как Франция, Великобритания и США отказались от участия в Венецианском фестивале. Поводом для этого послужили итоги Венецианского фестиваля 1938 года. Главный приз — «Кубок Муссолини» — получили две картины. Первая — «Пилот Лучано Серра» (помощник режиссера — Роберто Росселлини, которому покровительствовал его старый знакомый Витторио Муссолини, сын диктатора). Но еще большее возмущение американцев, англичан и французов вызвала вторая лента, отмеченная высшей наградой,— «Олимпия» Лени Рифеншталь. Документальный фильм завоевал приз, который должен был вручаться художественной картине.

Французская ассоциация художественной деятельности (Association francaise d`action artistique, AFAA) воспользовалась ситуацией и выделила финансирование для проведения нового мероприятия в противовес Венецианскому кинофестивалю. В интервью информационному агентству United Press генеральный директор фестиваля Жорж Праде опроверг утверждение о том, что фестиваль является «орудием войны» против туристической отрасли Италии или Венецианского фестиваля. Но, поскольку Великобритания и США решили не посылать своих представителей в Венецию, «было бы глупо упустить такой шанс и позволить кому-то еще получить пользу от напряженных отношений между итальянским правительством и киноиндустрией демократических стран», объяснил Праде.

Как завершился Каннский кинофестиваль в этом году

К участию в фестивале были приглашены все страны, занимающиеся кинопроизводством. Германия и Италия ответили отказом. Кроме страны-организатора участвовать в фестивале решили Аргентина, Бельгия, Великобритания, Египет, Мексика, Нидерланды, Польша, Румыния, СССР, США, Швеция и Япония.

На конкурс также была заявлена последняя кинолента, снятая в свободной Чехословакии,— «Белая болезнь». Все фильмы, представленные в конкурсной программе, должны были быть сняты в 1938–1939 годах, не менее половины из их должны были показываться впервые.

Лондонская газета The Guardian 23 августа 1939 года сообщала: «1 сентября в Канне откроется первый международный кинофестиваль, организованный правительством Франции…

«Об участии советской кинематографии в кинофестивале в Каннах»

В отличие от практики, принятой на Венецианском кинофестивале, жюри будет состоять из людей, не имеющих прямой заинтересованности в киноиндустрии, а каждая страна будет представлена как минимум одним членом жюри. Франция будет иметь только один голос и соревноваться на равных с другими участницами. Еще одним оригинальным шагом стало разделение конкурса на национальные и международные группы, так что каждая страна получит приз за лучший представленный ею фильм, а международные конкурсы будут открыты не только для фильмов, но и для режиссеров, кинозвезд, операторов и сценаристов».

Кроме упомянутых в репортаже призов отдельными наградами собирались отметить лучшую музыку и короткометражное кино (документальные и образовательные фильмы и мультфильмы).

Почетным председателем жюри был назначен создатель кинематографа Луи Люмьер. Режиссер фильма, признанного лучшим, должен был получить из его рук Гран-при Луи Люмьера.

Как Италия и Россия дружили кинематографами

В кинозал для показа представленных на конкурс картин был превращен главный зал каннского казино. К фестивалю 1940 года планировалось построить кинотеатр на 2 тыс. зрителей.

Советский кинематограф должны были представлять пять картин: «Ленин в 1918 году» Михаила Ромма, «Трактористы» Ивана Пырьева, «На границе» Александра Иванова, короткометражка «Сыны трудового народа» Михаила Слуцкого и Ильи Копалина, а также фильм Ефима Дзигана с пророческим названием «Если завтра война».

Праздник кино должен был начаться 1 сентября. Но в этот день нацистская Германия напала на Польшу.

Зрители и жюри успели увидеть только один фильм — «Горбун из Нотр-Дама» американского режиссера Уильяма Дитерле. Рекламируя картину, американцы построили на пляже картонную копию собора Парижской Богоматери.

Открытие Венецианского фестиваля было перенесено на 10 сентября с оговоркой «если позволят политические условия». Политические условия не позволили. Перенесли на Рождество 1939 года. Снова не позволили. На февраль 1940 года. На Пасху 1940-го. Канн был за пределами зоны немецкой оккупации, но после 10 июня 1940 года, когда Муссолини объявил войну Франции и Великобритании, стало окончательно ясно, что праздник кино не состоится.

Второй первый фестиваль

Обычно в начале сентября в Канне бывает тихо

Официальный плакат первого Каннского кинофестиваля

Фото: Leblanc / FDC

Уже в июле 1945 года один из организаторов сорвавшегося праздника кино, глава AFAA Филипп Эрланже, выдвинул идею возрождения Каннского фестиваля. У правительства Франции и муниципалитета Канна не хватало средств на его проведение, так что был объявлен сбор пожертвований. Мэр Канна Раймон Пико призвал жителей города помочь привести в порядок улицы, сады и пляжи города.

Фестиваль в Канне никто больше не противопоставлял Венецианскому. Организаторы двух кинофорумов даже договорились о том, чтобы согласовать даты их проведения. Правда, итальянцы хотели, чтобы фестиваль во Франции прошел раньше — весной, но не сумели добиться своего.

Седьмой Венецианский международный кинофестиваль проходил с 31 августа по 15 сентября 1946 года (и главный приз уже не носил имя Муссолини). Первый Каннский открылся 20 сентября и завершился 5 октября 1946 года.

Приглашения на Каннский фестиваль были направлены почти всем странам—членам ООН.

Как советская кинематография сняла свой первый хит

Страны с наиболее развитым кинопроизводством (СССР, США, Франция, Великобритания) должны были представить на конкурс по 10 картин. Cтраны, выпускающие меньше фильмов, чем лидеры,— по шесть картин. Страны, где киноиндустрия только начала развиваться,— по две.

18 членов жюри фестиваля представляли 18 стран-участниц. В некоторых источниках утверждается, что их было 19 и 21.При этом Нидерланды и Бельгия, представители которых заседали в жюри, не выставили на конкурс ни одного фильма. В конкурсной программе присутствовал фильм, снятый в Британской Индии, где уже начался процесс перехода к независимости. Представителя Британской Индии в жюри не было.

Председателем жюри стал историк Жорж Морис Юисман, один из авторов идеи Каннского фестиваля (вместе с писателем Филиппом Эрланже и министром образования Жаном Зе).

Членом жюри от Советского Союза был режиссер Сергей Герасимов.

Наши люди в Канне

Обычно в начале сентября в Канне бывает тихо

Советский информационный стенд на первом Каннском кинофестивале

Фото: МАММ / МДФ

17 июля 1946 года Политбюро ЦК ВКП (б) приняло решение «Об участии советской кинематографии в международных кинофестивалях в Венеции и Каннах». В документе говорилось: «Считать одной из важнейших задач Министерства кинематографии в ходе фестивалей всемерную популяризацию и продвижение советских кинофильмов за границей, и в первую очередь в тех странах, где будут проходить кинофестивали»

Газета «Советское искусство» 13 сентября сообщала: «20 сентября в Каннах (Франция) открывается Международный кинофестиваль, в котором принимает участие группа представителей советской кинематографии в составе заместителя министра кинематографии М. Калатозова, возглавляющего делегацию, режиссеров С. Герасимова, С. Юткевича, Ф. Эрмлера, А. Птушко и киноактрис М. Ладыниной и Г. Водяницкой. На этом международном кинофестивале будут показаны советские художественные фильмы «Великий перелом», «Каменный цветок», «Здравствуй, Москва», «Зоя», «Человек №217», а также новые картины режиссера Л. Арнштама «Глинка» и А. Згуриди «Белый клык». Кроме того, будет продемонстрирован новый цветной документальный фильм «Физкультурный парад 1946 года».

Делегация советских киноработников 10 сентября выехала из Москвы в Канны».

В этом газетном сообщении пропущен один член советской делегации — актер Борис Чирков.

Советские кинематографисты к тому моменту не участвовали в международных кинофестивалях уже 12 лет. Последний показ фильмов, снятых в СССР, состоялся на втором Венецианском кинофестивале 1934 года, а единственной фестивальной наградой советских кинематографистов на тот момент можно считать неофициальное признание зрителями первого Венецианского фестиваля автора картины «Путевка в жизнь» Николая Экка лучшим режиссером.

Прилетев в Париж, советские делегаты отправились оттуда в Канн на поезде для участников фестиваля. Вот каким увидел этот город кинорежиссер Александр Птушко (его рассказ опубликовал журнал «Огонек»): «Поутру мы увидели голубое небо и изумрудное море…

Канны — фешенебельный французский курорт, расположенный на берегу Средиземного моря. Самым удивительным показалась нам здесь толпа — полунагие люди, основной частью туалетов которых были темные очки, туфли на пробках и маленькие кусочки материи.

Нам объяснили, что в предчувствии золотого сезона, кроме кинематографистов Европы и Америки, в Канны съехались разнообразнейшие дельцы, корреспонденты трехсот газет, фаты и модницы буржуазного Запада.

Маленький городок протяженностью не больше одного километра, сплошь состоящий из отелей, ресторанов, кафе и магазинов, был забит людьми…

Фестиваль открывался «битвой цветов». За право увидеть этот сенсационный парад зрители платили огромные деньги. Все страны, представленные на фестивале, пытались использовать это торжественное шествие для рекламы привезенных кинокартин и для других коммерческих реклам.

И когда среди тысячи автомобилей и колесниц парада появилась сотканная из цветов Кремлевская башня, увенчанная красной звездой, а через несколько мгновений из нее вылетело 16 белоснежных птиц — голубей мира,— гром оваций и возгласы восхищения огласили улицу».

Фестиваль открылся советским документальным фильмом Юлия Райзмана «Берлин». Показ несколько раз прерывался по техническим причинам. Руководитель советской делегации воспринял это как саботаж. Членам оргкомитета с большим трудом удалось погасить скандал и убедить Михаила Калатозова произвести повторный показ.

Победа в командном зачете

Обычно в начале сентября в Канне бывает тихо

Листок с результатами голосования членов жюри первого Каннского кинофестиваля

Фото: FDC

Организаторы первого кинофестиваля в Канне приняли решение не присуждать главный приз одной картине, а разделить его между лучшими полнометражными художественными фильмами стран-участниц. Впрочем, международное жюри в итоге все же решило отдельно отметить своим призом один фильм — «Битву на рельсах» Рене Клемана.

Главный приз был поделен между 11 кинофильмами 11 стран, в числе которых были «Потерянный уик-энд» Билли Уайлдера, «Рим, открытый город» Роберто Росселлини и «Великий перелом» Фридриха Эрмлера. Незадолго до фестиваля, в июне 1946 года, творческий коллектив фильма «Великий перелом» был отмечен Сталинской премией первой степени. Михаил Калатозов и Сергей Герасимов в статье «Международный кинофестиваль в Каннах», опубликованной в газете «Советское искусство» 2 ноября 1946 года, писали что «лучшей картиной среди представленных Советским Союзом был признан фильм «Великий перелом», заслуживший «гранд-при» фестиваля», и не вдавались в неинтересные советскому читателю подробности об остальных 10 лауреатах.

Обычно в начале сентября в Канне бывает тихо

В 1946 году еще не существовало «Золотой пальмовой ветви», в качестве наград участникам кинофестиваля вручались картины

Фото: AFP

Всего представители СССР завоевали восемь наград. Приз Ассоциации авторов фильмов (Association des Auteurs de Films) получил фильм «Человек №217» Михаила Ромма. Приз за лучшую цветную картину — «Каменный цветок» Александра Птушко (кроме него в конкурсной программе было показано шесть цветных художественных кинофильмов — четыре американских и два британских). Приза Общества драматических авторов и композиторов (La Societe des auteurs et compositeurs dramatiques, SACD) был удостоен Борис Чирсков за сценарий «Великого перелома». Лучшим документальным фильмом был признан «Берлин» Юлия Райзмана. Двумя наградами — «Премией мира» и призом за лучший актуальный репортаж — был награжден фильм «Молодость нашей страны» Сергея Юткевича. Приз за короткометражный научно-популярный фильм получила картина «Солнечное племя» Андрея Винницкого.

В документе под названием «Отчет и выводы об участии советской кинематографии на Международном кинофестивале в Канне (Франция) 20 сентября — 5 октября 1946 года», направленном Михаилом Калатозовым секретарю Центрального комитета ВКП (б) Андрею Жданову (опубликован в журнале «Искусство кино» в сентябре 2003 года), рассказывается о том, как советский кинематограф шел к триумфу в Канне: «Еще в Париже мы заготовили большое количество необходимой литературы, брошюр, либретто, афиш, издали два журнала, хорошо иллюстрированных, а также две книги о советской кинематографии. Вся эта литература, изданная на французском языке, необходима была для популяризации советской кинематографии.

Однако, приехав в Канн, мы столкнулись с таким положением, что все стенды, витрины и киоски, через которые мы надеялись распространять литературу о советской кинематографии, скуплены американцами, заплатившими за них бешеные деньги. Только небольшая часть оказалась в руках французов, и нам предоставили лишь один стенд.

Американцы делали все, чтобы никому не дать места для рекламы. Сами же зарабатывали колоссальные деньги, ибо вся реклама американцев была платная и давала значительную выручку.

Для популяризации наших картин мы избрали следующее: рядом с большим театром, где происходил фестиваль, выстроили громадный стенд, размером шесть на восемь метров, на котором было нарисовано красное знамя с надписью «СССР». Это яркое пятно сразу же привлекло внимание своим масштабом. Американская реклама, расположенная кругом на улицах, рядом с этим стендом выглядела маленькой и незаметной. Внизу стенда были выставлены фотокадры из наших кинокартин, у которых в продолжении всего фестиваля толпился народ, с любопытством их рассматривая.

Каждый показ наших картин сопровождался бесплатной раздачей либретто, журналов и книг о советском кинематографе».

По словам Александра Птушко, «во Франции мы постоянно ощущали живой интерес к нашей стране. Многим хотелось посмотреть наши картины, но на фестиваль могли проникнуть только богатые люди. Поэтому мы устроили несколько общедоступных просмотров, превратившихся в волнующие встречи с дружественно настроенными зрителями. При каждом появлении на экране товарища Сталина начинались овации, раздавались возгласы: «Привет Москве!»».

На советский успех в Канне не могли не обратить внимания в Голливуде. Московский корреспондент Los Angeles Times взял интервью у Сергея Герасимова. Оно было опубликовано 22 ноября под заголовком «Качество американских картин ухудшается, говорит красный продюсер». Вот несколько выдержек из него: «Герасимов уверен, что советское кино — самое передовое в мире, так как в нем показана реальная жизнь людей, а не «вымыслы на исторические темы и никчемные романы»… Герасимов невысокого мнения о Голливуде, который он называет «Полливуд», так как в русском языке нет буквы «Эйч» (так в тексте.— прим. “Ъ”)… Он был на недавнем Каннском кинофестивале и не нашел ничего интересного в показанных американских картинах, за исключением «Потерянного уик-энда»… «На фоне остальных она блестела как алмаз»… Идеи Герасимова находятся в полном соответствии с решениями Центрального Комитета Коммунистической Партии».

На следующий Каннский кинофестиваль, в 1947 году, советская делегация не приехала. В 1948-м фестиваль был отменен из-за финансовых проблем. В 1949 году советская делегация опять не поехала. В 1950-м фестиваль был отменен из-за финансовых проблем. Советские кинематографисты снова появились в Канне в апреле 1951-го (в том году фестиваль был перенесен на весну). Перерыв официально объяснялся так: «Из года в год росла популярность советских фильмов. Тогда американские киноимпериалисты, опиравшиеся на своих европейских сателлитов, решили продиктовать такие условия участия в Каннском фестивале, которые явились совершенно неприемлемыми для советской кинематографии и кинематографии ряда других стран. В 1949 году Советский Союз и страны народной демократии отказались от участия в Каннском фестивале. О том, к чему это привело, не могли умолчать даже реакционные газеты. Фестиваль 1949 года превратился в коммерческое предприятие по безудержной и наглой пропаганде и рекламе «американского образа жизни». Под давлением прогрессивной общественности, и, в первую очередь творческих работников кино, условия нынешнего фестиваля были изменены. Советская делегация, в состав которой вошли заместитель министра кинематографии СССР И. Семенов, кинорежиссер В. Пудовкин и актер Н. Черкасов, прибыла в Канн для участия в фестивале» (газета «Советское искусство», 10 апреля 1951 года).

Год спустя советской делегации на фестивале снова не было. Газета «Советское искусство» писала: «Каннский фестиваль 1952 года был вовсе не международным, а своего рода «атлантическим» фестивалем. В Каннах не была представлена кинематография СССР, стран народной демократии, Китая и Германской Демократической Республики».

В 1953 году умер Сталин. После его смерти участие советских кинематографистов в Каннском международном кинофестивале стало регулярным.

Награды нашли героев

В ноябре 2019 года во французском Орлеане прошло торжественное награждение лауреатов несостоявшегося «первого первого» Каннского фестиваля 1939 года.

Главные достижения советского кинематографа на Каннских международных кинофестивалях (1951–1990)

Советский кинематограф был отмечен специальным призом жюри за фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», а лучшей актрисой была признана Марина Ладынина за роль в музыкальной комедии Ивана Пырьева «Трактористы» (она разделила награду с американкой Айрин Данн, сыгравшей главную роль в фильме Лео Маккэри «Любовный роман»).

Алексей Алексеев

Author: Admin